Интервал между буквами (Кернинг):
Улицы Ярцева. Продолжение экскурсии по улице Ленинской
07.12.2021
Механический – машиностроительный – литейный
С бывшей «белой школой» граничат административное здание и производственные корпуса бывшего ХБК с большой прилегающей территорией. Здесь в ХIХ веке располагался механический завод. Он был построен фабрикантом Алексеем Хлудовым как вспомогательные цеха для ремонта оборудования прядильно-ткацкой фабрики. Тут же изготавливались литые формы из чугуна, в том числе и лестничные пролеты, которые на бывшем хбк сохранились до сих пор.
Позже завод стал самостоятельным предприятием. В годы войны здесь были цеха, в которых отливали «рубашки» для гранат. После освобождения города еще долгие годы цех работал на оборонную промышленность. Позже завод перешел на изготовление кастрюль, крышек, закаток для консервации, замков и другой мирной продукции. А когда предприятие обрело название «Литейный завод», оно стало специализироваться на отливке крышек для канализационных колодцев.
Сегодня ОАО «Ярцевский литейный завод» — современное предприятие, являющееся крупнейшим производителем литейной продукции для объектов и отраслей кирпичной, пищевой, строительной промышленности и предприятий ЖКХ: люков чугунных для всех инженерных сетей, дождеприемников ливневой канализации, решеток водоотводного канала и другого чугунного литья.
Ленинский сад
Он расположен на улице Ленинской напротив цехов машиностроительного завода. В Ленинском саду в 1925 году на средства рабочих и колхозников Ярцевского района был установлен один из первых в стране памятников В.И. Ленину.
В том же году рабочие города высадили на этом участке деревья и назвали сад Ленинским.
Плот, или «Стиралка»
Невозможно не упомянуть еще об одной «достопримечательности» города, которая навсегда ушла в прошлое, но осталась в памяти старожилов. Дорога, идущая вниз от «белой школы», упирается в реку Вопь. В послевоенное время с весны до осени ярцевчанки устраивали большие стирки и полоскание белья на плоту, установленном на воде.
Потому в народе его и прозвали «Стиралкой». Рядом с плотом располагались клади, по которым можно было перебраться на другой берег Вопи.
Немного правее был причал. к которому во время разлива реки Вопь приплывал белый пароход из Смоленска. Это был водный путь по которому во время распутицы можно было добраться из Смоленска по Днепру с остановкой в деревне Соловьёво, а затем по Вопи до города Ярцево, а далее до деревни Репино, а по реке Царевич до деревни Колковичи. Население деревень, в которые тогда не ходили автобусы, куда не было дорог, с удовольствием пользовались удобным и дешевым водным транспортом (10 копеек). Одни ехали по делу, другие - просто покататься.
В самый паводок, когда река поднималась на три с половиной метра, на пароходе перевозили не только людей, но и грузы, что недоступно было сделать в распутицу по дорогам. На реке были установлены знаки и створы. Судоходная обстановка соблюдалась полностью. Ярцевским причалом ведал Михаил Маслов, который встречал и провожал этот пароход, обилечивал пассажиров и смотрел за порядком на реке. Он тогда жил в домике причала на берегу Вопи. Впоследствии, когда река обмелела, и пароход перестал ходить, этот домик был передан под спасательную станцию.
В 1959 году на спасательной станции появились восемь лодок «казанок», восемь моторов, катер, девяти вёсельный ял, скутер и парус. В ДОСААФ, которое тогда возглавлял ветеран Великой Отечественной войны офицер запаса Евгений Ковалёв, стали обучать гребле и плаванию, ходьбе на скутере и под парусом. По морскому многоборью проводились соревнования, а команда девушек, участвовавшая в зональных состязаниях, которые проходили в Москве, заняла третье место в соревнованиях на скутерах.