Интервал между буквами (Кернинг):
Судоходная Вопь
15.12.2020
В годы Великой Отечественной войны начался новый этап развития судоходства на реках Смоленской области. Областной город после освобождения остро нуждался в относительно недорогом и грузоподъемном транспорте для связи его с близлежащими населенными пунктами. Распоряжение СНК СССР от 15 мая 1944 года № 10610-р обязало Смоленский облисполком «установить задание по строительству мелкотоннажного флота на 1944 год для колхозов приречных районов, а также для предприятий местной промышленности с учетом постройки в 1944 году буксирных газоходов и речных барж...» По решению облисполкома от 27 мая 1944 года № 1160 было образовано Управление по освоению и эксплуатации малых рек.
В список малых рек Смоленской области, на которых предполагалось речное судоходство с продолжительностью навигации в 180 дней ( в период с 15 апреля по 15 ноября), была включена и река Вопь от устья до Балыкинских месторождений каменного угля выше Ярцево (40 км).
Из Смоленска по Днепру с остановкой в деревне Соловьёво, а затем по Вопи до города Ярцево, а далее до деревни Репино, а по реке Царевич до деревни Колковичи ходил пароход. «Порт приписки» парохода был в Смоленске, на Рачевке, где потом расположилась спасательная станция. Население деревень, в которые тогда не ходили автобусы, куда не было дорог, с удовольствием пользовались удобным и дешевым водным транспортом (10 копеек). Одни ехали по делу, другие - просто покататься.
В самый паводок, когда река поднималась на три с половиной метра, на пароходе перевозили не только людей, но и грузы, что недоступно было сделать в распутицу по дорогам. На реке были установлены знаки и створы. Судоходная обстановка соблюдалась полностью. Ярцевским причалом ведал Михаил Маслов, который встречал и провожал этот пароход, обилечивал пассажиров и смотрел за порядком на реке. Он тогда жил в домике причала на берегу Вопи. Впоследствии, когда река обмелела, и пароход перестал ходить, этот домик был передан под спасательную станцию.
В 1959 году на спасательной станции появились восемь лодок «казанок», восемь моторов, катер, девяти вёсельный ял, скутер и парус. В ДОСААФ, которое тогда возглавлял ветеран Великой Отечественной войны офицер запаса Евгений Ковалёв, стали обучать гребле и плаванию, ходьбе на скутере и под парусом. По морскому многоборью проводились соревнования, а команда девушек, участвовавшая в зональных состязаниях, которые проходили в Москве, заняла третье место в соревнованиях на скутерах.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29.12.1972 г. №898 «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» внесло коррективы в использование судов на малых реках, и они постепенно перестали курсировать между населёнными пунктами, в Ярцево, в том числе.