Интервал между буквами (Кернинг):
Гости музея
05.05.2018
После войны А.А. Черкашин стал писателем - пушкинистом. А помог в этом случай.
«В первый раз пушкинское очарование родной земли открылось Андрею Черкашину на реке Суходрев. И в то пору, когда не до красоты было – выжить бы.
17-й стрелковый полк 5-й стрелковой дивизии, участвовавший в битве за Москву, в ноябре 1941 года держал оборону на калужской земле у деревни Мстихино. Враг – напротив, а за ним какой-то завод. Андрей поначалу не понял, откуда тут, в лесной глуши, перепаханной снарядами и присыпанной беспечным снегом, может взяться промышленное предприятие? Но кто-то в полку так и сказал – там, за лесом, знаменитый полотняный завод. А в декабре его полк, развивая наступление, выбивал немцев из поселка Полотняный Завод.
Старинная усадьба оказалась разграбленной и разрушенной, но все равно прекрасной. Черкашин бродил по обожженному парку. Тут к нему и притулились будто выросшие из-под земли местные старики. И впервые узнал от них Андрей, что дом этот – владение Гончаровых, тех самых, что родня Пушкину. Здесь Александр Сергеевич бывал не однажды, купался, видать, в этом Суходреве, стоял вон там, у Нижнего сада. Здесь росли дети Пушкина. А на обрыве высилась пушкинская беседка «миловида».
– Тут и Кутузов лично бывал, – словоохотливо сообщил один из провожатых, дедок в пенсне. – В усадьбе штаб русской армии квартировал в 1812 году, могу показать комнату. Наша история!
И в этом снежном задымленном парке дал себе слово Андрей (не слово – зарок, как тогда говорили) вернуться сюда, постараться, чтобы остался, отстроился, не забывался в памяти людской Полотняный Завод.
Люди по-разному приходят к Пушкину. Черкашин – пришел так». (По материалам статьи Д. Шевченко «Живая ветвь»
«Комсомольская правда» от 6 июня 1986 г)