Интервал между буквами (Кернинг):
Экспонаты Ярцевского историко-краеведческого музея. Лапти.
10.12.2020
В начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно.
Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Казалось бы, что сложного несёт в себе тема история лаптя? А между тем даже точное время появления лаптей в жизни наших далеких предков неизвестно по сей день.
Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих, прежде всего, от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники … Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).
На Руси плетением лаптей занимались мужчины. Делали они это зимой, когда не были заняты на других работах. Лаптей нужно было сплести за зиму очень много, на всю семью.
В разных регионах плели лапти по-разному. Русские лапти отличались округлым носком, очень низкими бортиками и высоким задником, в верхней части которого делалось отверстие для оборов. Подошва «проковыривалась» в два-три слоя, что придавало лаптю прочность. Древние вятичи и новгородские словене предпочитали лапти косого плетения из бересты и с более низкими бортиками. Одни плели лапти в четыре лыка (четверики), пять полос лыка (пятерики), другие в шесть (шестерики) или семь (семерики).
Полоски снятой коры связывали пучками и хранили в теплом месте с хорошей вентиляцией. Перед изготовлением лаптей ленты на протяжении суток отмачивались теплой водой. После этого материал тщательно соскабливался до тех пор, пока не оставался луб. Из полной телеги лык выходило до 300 пар обуви. За день у опытных лапотников получалось изготовить до 10 изделий.
Плели лапти на колодке, пользуясь кочедыком (свайкой или швайко). Кочедык – это железный или костяной крючок. Выплетались лапти по одной колодке, но с различием правого и левого, для чего колодку просто перевертывали.
Носилась эта лёгкая обувь вместе с портянками (онучами). Для удержания тепла, повышения прочности и придания привлекательности внешнему виду лапти проплетались дважды. Для этих же целей использовалась кожаная подметка. В морозную погоду изделия служили до 10 дней, летом стаптывались примерно за 4 дня.
История появления лаптей связана с экономическим состоянием, которое вынуждало людей использовать подручные средства для изготовления обуви. Территория, где они активно использовались, совпадала с районами сильнейшего крепостнического гнета. Широкое распространение лапти на Руси получили в связи с обнищанием крестьянства, крайней бедностью. Даже самые зажиточные жители села не могли позволить себе кожаные сапоги. В деревне их носили в любое время года, по праздникам и будням.
Парадные лапти плели из тонких полосок вязовой коры, украшали шерстяной тесьмой черного цвета, которая эффектно выделялась на фоне белоснежных портянок. Мастера использовали оригинальные узоры, красили отдельные ленты, создавая эффект росписи.
Посетителям музея предложили примерить лапти.