Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ярцевский районный историко-краеведческий музей»
Версия для слабовидящих

Новости

Значимость печи у восточнославянских народов

14.11.2020

У восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русских - жилая изба даже крохотных размеров строилась обязательно с печью.

Печь была сердцем крестьянского дома - его очагом, вокруг которого сосредотачивалась вся жизнь большой семьи.  Как правило, печь занимала почти четверть жилого пространства. С нею  связывали много поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. Очаг был вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла.

На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой под печкой держали птицу и молодых животных. В печах парились. Причем считалось, что пар и воздух там здоровее и целебнее, чем в бане. Мыли в основном детей, которых оберегали от простуды в студеные зимы и не брали с собой в баню, в которую нужно было идти по улице.

Когда печь истапливалась, ее очищали от угля, золы и сажи и размещали емкости с водой для нагрева. Когда печь остывала, чтобы попасть внутрь, ее застилали соломой или досками.

Для мытья использовали запаренные березовые и дубовые веники, настоянную на золе воду, которая отлично пенилась и отмывала тело от грязи.

А еще на печной лежанке лечились от простуд, радикулита и других недомоганий, которые, как считалось, забирает печной дух.  

Кирпичные печи отапливали и царские палаты, поэтому хорошие печники были в почете.

Сложить печь считалось целой наукой. Она должна была  под рост хозяйки подходить, иметь подпечек для кочерги и ухвата, да печурку для сушки варежек. А ещё нужно было, чтобы она не дымила, топилась жарко, дров много не съедала и угару не давала.  Поэтому профессия печника была очень важной и высокооплачиваемой.

И всё же место возле печи считалось грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавеской.

Печной угол являлся исключительно женским пространством: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы.

До сих пор считается, что нет вкуснее еды, чем та, которая была приготовлена в печи, томилась в ней много часов и приобрела бесценные вкусовые качества и особый аромат. Будь то мясные, рыбные блюда, каши, пироги…

В Украине существовал настоящий культ печи. И не только потому, что в ней варили пищу, пекли хлеб, сушили зерно. Печь была глубоким символом родного очага, непрерывности рода.

Печь была символом высоких эстетических вкусов украинцев. Её часто белили, украшали декоративными росписями.

Украинская печь кормила, грела и лечила. Спали и на ней, и около нее - на лежанке, досках, прилаженных от печи к стене. К печи относились, как к святыне – подобию домашнего алтаря. Возле  неё не ссорились и не ругались.

По словам В.Земляка, «для настоящего украинца печь все равно, что алтарь для верующего».

Печное искусство белорусов далеко не ограничивалось скромными селянскими печами. Там умели класть замечательные, сложные печи. И не только класть, но и искусно украшать. Конечно, шедевры печных дел мастеров все больше встречались в богатых домах.

Традиционно печи имели несколько дополнительных элементов. Самый известный — полати: настил из досок, на котором спали. Крепились они к стене возле самой печи, чтобы тепло было спать.

С печью было связано множество народных поверий и обрядов. Так, к одному из печных углов пристраивали деревянный столб, который по древним представлениям считался вместилищем духов предков и особо почитался у белорусов. При переезде семьи в новый дом брали с собой тлеющие угли из прежнего очага. Молодая жена по прибытии в дом мужа кланялась печи и прислонялась к ней руками в знак породнения с новой семьей.

У тех, кто отапливает дом с помощью печи, рядом всегда  стоят: кочерга, ухват для чугунов (вилки), чепела — ухват для сковороды и другая хозяйственная утварь.

Зал "Славянского быта" Ярцевского историко-краеведческого музея наполнен всевозможной хозяйственной утварью, которая являлась неотъемлемой частью жизни славян. Есть уникальные вещи, которые могут быть интерены  посетителям музея.

Назад

Департамент Смоленской области по культуре и туризму

Культурное наследие земли Смоленской

Администрация Смоленской области

   

http://bus.gov.ru/pub/independentRating/list

КОРЬ: ПАМЯТКА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

  • Корь – вирусная инфекция, для которой характерна очень высокая восприимчивость. Если человек не был привит от этой инфекции, то после контакта с больным заражение происходит практически в 100% случаев. Вирус кори отличается очень высокой летучестью.
  • Период от контакта с больным корью и до проявления первых признаков болезни (инкубационный период) длится от 7 до 14 дней. В этот период больной становится источником заражения для окружающих!!!
  • Заболевание начинается с выраженной головной боли, слабости, повышения температуры до 40 градусов С. Чуть позднее к этим симптомам присоединяются насморк, кашель и практически полное отсутствие аппетита. Очень характерно для кори появление конъюнктивита, которое проявляется светобоязнью, слезотечением, резким покраснением глаз, а в последующем – появлением гнойного отделяемого. Эти симптомы продолжаются от 2 до 4 дней
  • На 4-й день заболевания появляется сыпь, которая выглядит как мелкие красные пятнышки различных размеров со склонностью к слиянию. Сыпь возникает на лице и голове (особенно характерно ее появление за ушами) и распространяется по всему телу на протяжении 3-4 дней. Для кори очень характерно то, что сыпь оставляет после себя пигментацию (темные пятнышки, сохраняющиеся несколько дней), которая исчезает в той же последовательности, как появлялась сыпь.
  • При заболевании корью могут возникать довольно серьезные осложнения: воспаление легких (пневмония), воспаление среднего уха (отит), энцефалит (воспаление мозга).
  • После кори развивается стойкий пожизненный иммунитет. Все переболевшие корью становятся невосприимчивы к этой инфекции.
  • Единственной надежной защитой от этого заболевания является вакцинация против кори, которая включена в Национальный календарь профилактических прививок.
  • Лица (дети и взрослые) не привитые от кори, не болевшие и не имеющие сведений о прививках, в случаи возникновения заболевания в коллективе, (ДДУ, школа, ВУЗ и т.д.) в него не допускаются!!!

 

 

МКУК  "ЯИКМ"

Тел.: +7 (48143) 2-92-02
E-mail: muzeum.yar@mail.ru

 


 

 

Анонсы мероприятий и выставок

 

26 апреля в  Ярцевском историко-краеведческом музее   состоится музейный урок "Эхо Чернобыля" 

 

В Ярцевском  историко–краеведческом музее работает персональная выставка фотохудожника Анны Чугуновой: «Дети войны» 

 

 

 

15 апреля 2021 г.

        на телеканале "Звезда"

транслировался сюжет о ветеране ВОВ Фёдоре Русакове, который снимался в Смоленске и д.Гуторово Ярцевского района: Живая легенда:ветеран Фёдор Русаков отмечает 100-летний юбилей...

https//tvzvezda.ru/news/202114151420 -1mhQJ.html

 

13 февраля 2018 г.

        на телеканале

           "Звезда"

транслировался документальный фильм  о партизане Фрице Шменкеле, который перешел на сторону Советских войск в ноябре 1941 г.

Фильм снимался  на местах боев, в котором принимал участие главный герой фильма.

Помощь в  съемке оказали сотрудники  Ярцевского историко-краеведческого музея  и поисковый отряд "Безымянный"

Посмотреть фильм

перейди по ссылке

https://tvzvezda.ru/schedule/programs/content/201509181301-qpj0.htm/201802141058-5qzr.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентации.

© Муниципальное казенное учреждение культуры «Ярцевский историко-краеведческий музей», 2021

 

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 215800, Смоленская область, г.Ярцево, ул.М.Горького, д.11/1
Телефон: +7 (48143)2-92-02
Электронная почта: muzeum.yar@mail.ru